Сертификат
качества
ISO 9000
тел.(495) 744-69-18


       Главная

       Преимущества ISO 9000

       Стоимость ИСО 9000

       Стандарты ИСО 9000

       Полезное

       Вопросы



Критерии результативности процессов
и цели качества



Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров Москвы и Московской.

Вид консуль
тации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос (можно кратко)

На предприятии имеется сертифицированная СМК. Определены процессы, назначены их владельцы и критерии оценки их эффективности. Также существует документ "Политика и цели в области качества". Вопрос: насколько однозначно должны соотноситься цели и критерии? Ведь и те, и другие, по идее, должны быть максимально конкретны и измеримы. Следует ли привести цели в однозначное соответствие с критериями (или наоборот), или этого не требуется?

Критерии - это то, что позволяет судить о достижении цели. А раз так, то ответ очевиден - связь должна быть непосредственной. Если поставлена цель и в какой-то момент необходимо оценить степень ее достижения, то для этой оценки и применяется критерий, который, как следует со всей очевидностью, должен быть задан вместе с целью.
Приведем простые примеры:
Предположим предприятие поставило своей целью кардинально повысить качество своих изделий (это то, к чему оно стремится, цель). Критерием же для этой цели служит, например, такой: на конец отчетного года иметь выход годной продукции не менее 70%.
Или спортсмен заявил в интервью перед соревнованиями, что планирует выступить на них "очень хорошо" (это как раз и является целью): прыгнуть за 8,60, что и является критерием достижения цели "выступить очень хорошо". Вот еще одна связка "цель - критерий".
Нетрудно заметить, что цель без критерия - лишь благое пожелание и не более того.

На нашем предприятии есть критерии, только для целей они одни, а для процессов - другие. Как соотносятся процессы предприятия и цели качества? Вот на практике как обычно поступают при разработке СМК: сперва определяют цели, а потом процессы, принимая во внимание эти цели, или наоборот? Или это чаще всего вообще две отдельные темы, связанные друг с другом постольку поскольку?

У вас конечная "глобальная" цель, так сказать, при функционировании СМК какая? Скорее всего, обеспечить высокое качество той продукции, которую вы поставляете потребителю (чтобы продукция его удовлетворила). Как высокое качество обеспечить с помощью внедрения СМК? Скорее всего, на каждом этапе жизненного цикла продукции на вашем предприятии что-то предпринять, и это "что-то предпринимаемое" и есть ваши процессы, процедуры, планы, программы по качеству и т.п.
А цели предприятия (на календарный год-два, т.е. среднесрочные) состоят в конечном итоге в том, чтобы качество вашей предлагаемой потребителю продукции повысить или удержать. Как? Посредством разработки планов, программ по качеству в рамках СМК (процессов СМК), включая и совершенствование самих этих процессов СМК.
Например, цель построить новый склад. Он зачем нужен такой хороший и новый? Чтобы сохранить качество продукции, получить возможность увеличить ее количество (без потери при этом качества), чтобы на "вырученные" за нее деньги у потребителя дальше сохранять и улучшать качество.
Поэтому цели и процессы не являются отдельными "темами", они тесно взаимосвязаны. На предприятии выстраивается многоуровневая система целей: цели для руководства, т.е. предприятия в целом; одни "масштабные" цели для подразделений - другие, "разворачивающие" первые, для исполнителей - третьи, "разворачивающие" вторые и т.д. - так цели процессов и "выплывают" постепенно.
Возникает вопрос как оценить процесс? По достижению цели - да, понятно, цель достигнута и процесс выполнен на 100%. Но как при этом процесс "шел" - туго, легко, вообще неправильно и достижение цели уже не повторить никогда, с "кучей" оговорок и корректировок. Здесь может быть по разному. Процесс СМК - это всего лишь заданные рамки управления, которое может быть эффективным, а может и не быть. Поэтому-то и существуют понятия "результативность" ("отрицательный результат это тоже результат") и "эффективность" (а цели-то достигли и при этом экономическая выгода есть?)



© 2006 Все права защищены.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru